Для студентов филологических ВУЗов


Женские образы в южных поэмах А.С. Пушкина

 

О поэмах А.С. Пушкина один из его современников сказал: «И все былое обновилось…Воскресла в песнях страна». Это было первое и проницательное суждение об эпической  поэзии Пушкина

В самом деле, в поэмах Александра Сергеевича Пушкина можно услышать мощные и чистые отголоски народной поэзии, древнерусской письменности, литературы XVIII века, от Ломоносова до Радищева. Повествовательная стихия «воскресала» и «обновлялась» под его пером.

Пушкин возродил искусство эпического повествования, пришедшее в упадок в начале века и преобразовал сам жанр поэмы, решительно отвергнув «типические условности» классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительности».

         В мае 1820 года Пушкин отправлен в Южную ссылку. Кавказ, Крым, Молдовия, Малороссия. Поэт жадно вбирает в себя все, что видит, все, что трогает его воображение. Рука не устает писать. Сама атмосфера южной природы, моря, свободной стихии предопределила романтическую направленность произведений этого периода.

Стихи и поэмы, созданные на юге, принесли Пушкину широкую известность: о них спорили, им подражали, их использовали в качестве аргументов в литературной борьбе эпох. Южные поэмы – высшее достижение Пушкина – романтика, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве.

К южным поэмам относятся: «Кавказский пленник» (1820-1821), «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и «Цыганы» (1824г.). Широко известны, исследованы, проанализированы мужские образы этих поэм, но почему-то в работах критиков  вскользь проходят женские образы, которые, якобы, выписаны Пушкиным так, чтобы подчеркнуть трагичность главных героев поэм-мужчин. Попробуем определить настоящее место женских образов в южных поэмах А.С. Пушкина.

В 1821 г. Поэт окончил сжатую драматическую поэму «Кавказский пленник». Пушкин изобразил Кавказ, войну, страдания плена, унижения рабства, радость избавления, счастье свободы. Мысль о спасении проходит через всю поэму. Много есть неясностей в сюжете, есть пропуски в повествовании, но лица Черкешенки и Пленника, которого она спасла от гибели, озарены романтическим светом. Александр Сергеевич все время подчеркивает необыкновенную не только внешнюю, но и внутреннюю красоту девушки, ее нежность: «С приветом нежным и живым, стоит черкешенка младая», разговор ее – «Речи звука волшебные», взор умильный, «…с участием немым слезами очи наполнялись».

Девушка, несмотря на запрет родных, кормит Пленника, желая отвлечь его от грустных мыслей, поет песни; учит языку. И в то же время Пушкин подчеркивает ее гордость, достоинство. Черкешенка - дочь «непобедимого, непреклонного народа». Ее окружают люди с «сердцами, рожденными для войны», но сердце девушки не ожесточено, оно способно сочувствовать, желать, любить:

Люблю тебя, невольник милый,

Душа тобой упоена.

Узнав о том, что ее хотят отдать замуж, Черкешенка предпочитает яд, кинжал возможности стать женой нелюбимого, польститься «на злато». Любовь девушки к Пленнику настолько высока, что она даже может понять любовь своего возлюбленного не к ней, а к другой, русской девушке. И это от того, что сама Черкешенка любит искренне

Ты любил другую!

Найди ее, люби ее!

Счастье и свобода любимого – прежде всего. Но ей как же без него? Две тяжести слишком велики, чтобы можно было жить: освобождая Пленника, она предает свой народ; освобождая любимого, она отдает его другой.

Освобождение Пленника Пушкин представил, как героический подвиг:

Казалось, будто дева шла

На тайный бой, на подвиг ратный.

А что же Пленник? Только раз обернулся на круги по воде на той стороне, где недавно стояла Черкешенка, и пошел туда, где «Сверкали русские штыки». Это ли не безразличие к «младой Черкешенке», которая пожертвовала жизнью, чтобы помочь ему обрести желанную свободу и бежать из плена?

Находясь в Бахчисарае, Пушкин услышал предание о любви хана Керим-Гирея к пленной Марии Потоцкой. Говорили даже, что они были обвенчаны. Повидимому, эту легенду рассказал Александру Сергеевичу Н.Н.Раевский – младший, тогда же взявший с Пушкина слово написать об этом поэму. В 1823 году на свет появилась наиболее романтическая из всех южных поэм – «Бахчисарайский фонтан». В ней были уже знакомые сюжетные мотивы: похищение, плен, мечта о спасении. «Младенческая воля» Марии как будто побеждает «злую волю» хана Гирея. Душа варвара наполняется новым светом. И кто знает, как развернулись события, если бы не вырвалась вдруг страшная, слепая сила, которую Пушкин впервые называет именем – ревность. История польской красавицы Марии, попавшей в гарем к хану, дала возможность Пушкину создать два женских характера, явившихся открытием в его творчестве. Характеры эти предельно романтичны в своей контрастности, крайней противоположности. Духовность и поэтичность Марии резко оттеняют буйные порывы Заремы, ее решительность и страстность. Уже в начале поэмы в портретных характеристиках поэт подчеркивает насколько разные его героини.

У грузинки Заремы «… пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи»

У полячки Марии «Движенья стройные, живые,

И очи томно-голубые»

Характеры девушек подчеркнуты и их национальностью. С одной стороны, горячая южная грузинка, с другой, - уравновешенно-спокойная полячка.

Зарема давно находится в гареме, обучена «пленительной любви», она  (до появления Марии) – любимая жена хана Гирея:,

Чей голос выразит сильней

Порывы пламенных желаний?

Чей страстный поцелуй живей

Твоих язвительных лобзаний?

И вдруг появляется соперница. Хан думает только о ней, Зарема забыта.

Мария недавно в гареме, и «В тишине души своей она любви еще не знала»

Еще на родине польская княжна, не обделенная вниманием молодых людей, бежала от любви. Необузданная любовь хана Гирея не только ей неприятна, Мария боится этой любви.

В поэме отображены не просто разные человеческие натуры, но и разные типы культур. Зарема так давно живет на Востоке, что он уже ближе ей, чем родина. Ей уже привычно однообразие гаремной жизни: игры, разговоры, бани, щербет, наряды, ссоры, и, за всем этим, – евнух, ограничение свободы. Мария не может забыть свой цветущий край, церкви, «независимый досуг», села, дубравы. И все же  Мария пришла ночью к Зареме, доверилась ей, потому что они обе христианки. Но не изнеженная, испуганная Мария просит помощи, а гордая, сильная Зарема вспоминает свою родину, рассказывает как попала в гарем, насколько влюблена в Гирея и умоляет Марию, чем угодно «отвратить его от себя», а затем и угрожает кинжалом сопернице:

…я для страсти рождена

А ты любить, как я, не можешь

Зачем же хладной красотой

Ты сердце слабое тревожишь?

Марию не страшат угрозы, «Мгновенья жизни дорогие

Давно прошли, давно их нет!»

«Отец в могиле, дочь в плену,

Скупой наследник в замке правит»

Терять нечего, может, её смерть даст возможность другой девушке обрести счатье.

         Марии нет. Счастлива ли грузинка?

В пучину вод опущен

В ту ночь, как умерла княжна,

Свершилось и ее страданье.

Какая б ни была вина,

Ужасно было наказанье.

Вот как «отблагодарил» хан Гирей Зарему за ее беззаветную любовь.

Последняя южная романтическая поэма Пушкина – «Цыганы». Он начал работать над нею в Одессе, а закончил в Михайловском. Поэма настолько не похожа на другие произведения романтической музы, что Пушкин некоторое время даже не решался ее кому-либо показывать. Александр Сергеевич сказал однажды Вяземскому: «…поэма не удалась». Но потом, через некоторое время, сам себя  поправил: «Я, кажется, писал тебе, что мои «Цыганы» никуда не годятся: не верь – я соврал».

В поэме все символично. Алеко, Цыган, Земфира – это даже не столько художественные типы, сколько философские символы гордости и смирения, воли и подчинения. Из трех женских образов, данных автором в южных поэмах, нет ни одного равного Земфире. Даже гордую Зарему нельзя поставить рядом. Но, наверное, прежде всего, они не станут рядом, потому что для Заремы на первом плане – любовь, а для Земфиры – воля. Мария в «Бахчисарайском фонтане» - это образ птички в клетке, Земфира тоже в неволе чужой любви, но она «птичка божия», которая не хочет знать «ни заботы, ни труда». Земфира-бунтарская душа: делает, что хочет, делает для себя. Понравился Алеко – привела его в табор, стала его женой. Жизнь Земфиры – яркие всплески: любовь, охлаждение, ненависть. Её любовь – быстротечная любовь цыганки. Земфира повторяет путь матери, Мариулы, ушедшей от отца за своей страстью. Цыган простил Мариулу «Кто в силах удержать любовь?» - спрашивает старик. Алеко же силой хочет удержать Земфиру. А она, «дитя вольности», без всякой боязни бросает ему вызов:

Старый муж, грозный муж

…ненавижу тебя.

Казалось, поэт должен за измену осудить свою героиню, но она для автора «моя Земфира», для которой он находит оправдание:

И что ж, Земфира неверна? Моя Земфира охладела.

Алеко,  уже презираемый Земфирой, не хочет, чтобы она досталась другому, потому он убивает соперника, угрожает и Земфире, а та отвечает с гордостью даже перед смертью:

Твои угрозы презираю,

Твое убийство проклинаю

 Имеет ли право  один человек навязывать чувства и, тем более, забирать  жизнь другого человека?

Алеко, обвинявший покинутый им мир за то, что там «любви стыдятся», оказывается защитником рабства – пусть духовного. Он был рабом страстей и остался им. Земфира рабыней никогда не была.

Главные героини всех трем поэм «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане» очень разные по характеру женщины. Нежная и боязливая, как лань, полячка Мария; преданная, принесшая себя в жертву любимому Черкешенка; бунтарка Земфира, страстная и горячая Зарема. И в то же время в этих романтических поэмах Пушкина много общего. Прежде всего это темы поэм – любовь и свобода. Главные героини – девушки необыкновенной красоты-умирают: Черкешенка любит и гибнет ради любви; Земфира не любит и гибнет от руки страстно любившего ее мужа; Зарема любит и умирает, убита по приказу разлюбившего ее хана, Мария боится любви и уходит из жизни от руки ревнивой Заремы. Все девушки несвободны, они пленницы любви, обстоятельств, вражды народов,разных религий, мужчин, от которых они зависят.

Стремление к свободе героинь Пушкина в южных поэмах, может, еще и от того, что сам поэт в период создания поэмы - подневольный ссыльный. Бунт его героинь - это и его протест.  


 
 
 
 
Фантастическое путешествие А.К. Дойла в «Затерянный мир»
 
 
 

 
  
План работы

Вступление

1.Широкий и разнообразный мир фантастики.

2.Причины,заставившие К. Дойла обратиться к жанру фантастики.

Основная часть

1.     Работа Артура Конан Дойля с учеными, специалистами при подготовке написания фантастической повести « Затерянный мир».

2.     Герои книги «Затерянный мир».

3.     Плато Неведомой Страны:

а) природа;

б) животный мир;

в) доисторические заповедники;

г) человекообезьяна, человек.

Заключение

«Затерянный мир»-всепоглощающая вера в иные миры и возможности человека

 

 

 

 
                                             Артур Конан  Дойл
-1-

   Лучшими проводниками прогресса  в бесконечном лабиринте мирозданий всегда являлись  писатели- фантасты, тонко чувствующие, где свернуть, а где остановиться и провести день-другой. Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии. Мир фантастики широк и разнообразен — мало кому удалось побывать даже в сотой части приоткрытых писателями вселенных.

   Истоки фантастики — в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические и сказочные образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Таким образом возникает предуказанный («архетипический») принцип фантастического правдо- и жизнеподобия, сообразного нравственным и эстетическим закономерностям воображаемого сказочно-мифологического мироздания и составляющего разрастающееся мозаичное целое. Фантастика эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами (в том числе с реалистическим) изображения идей, страстей и событий.  Фантастическое начинается на границе законов природы, и фантастика существует постольку, поскольку она выходит за эти границы и не покрывается логической мотивацией и объяснением.

 Фантастическому, как общей черте мифа, сказки, религии, научной фантастики можно дать пусть формальное, но точное определение. Фантастическое есть "все во всем". Таково понятие его, краткое и ни на что постороннее не ссылающееся. Оно указывает, что фантастика - "мир без дистанций", не знающий пространственно-временных барьеров и запретов реальности, ее непроницаемых масс и непроходимых пустот; что здесь допустимы мгновенные внешние и внутренние контакты - перемещения быстрее света, телепатия, телекинез, превращение существ и явлений друг в друга и во что угодно - словом, бесконечные переливы «всего» во «всем»

  Существует два  типа фантастики. Первый основан на изобретении и описании потенциально возможного, того, что можно осуществить, но не открыто еще человеком, не изобретено, не найдено. Это обозначается как научная фантастика

-2-

Термин появился в Х1Х столетии в связи с прогрессом науки и техники. У истоков научной фантастики стояли Жуль Верн, Герберт Уэллс. Главная проблема  научной фантастики: её соотношение с научными знаниями, с одной стороны, и с художественным творчеством , с другой стороны. Возрождение серьезной научной фантастики, начавшееся в 1930-е и приведшее к так называемому «Золотому веку научной фантастики», началось на страницах журнала «Astounding Science Fiction» («Удивительная научная фантастика»), возникшего в 1930. Именно благодаря позиции возглавившего этот журнал в 1937 писателя Джона У.Кэмпбелла современная научная фантастика отождествляется с жестко наукообразной литературой, с «литературой идей» и с «популяризацией научных знаний». Тематика научного преобразования мира появилась и длительное время процветала в аглийской литературе конца XIX – начала XX века, отражая реакцию на научно-технический прогресс появлением жанра научной фантастики. Писатели той эпохи в своих произведениях давали оценку технологическому перевороту в своей стране и мире и пытались предугадать, спрогнозировать дальнейшее развитие науки, пользуясь своей богатой фантазией.

 Фантастика обладает мощным двигателем ума человека и, в первую очередь, ума научного. Разве мог думать Жуль Верн о том,  что его выдуманные аппараты для подводного плавания, воздушного передвижения, встречи с космическими планетами возможны для воплощения в жизнь. ХХ век создал подводные лодки, самолеты и ракеты, человек побывал в космосе, вышел в его открытое пространство.  Значит, фантастика двигатель прогресса?  А почему бы и нет!

   Фантастика - это один из самых увлекательных жанров в современной литературе и литературе прошлых столетий. Читая произведения фантастов былых времён, мы можем увидеть, как все их фантастические выдумки воплотились в жизнь в наше время, поэтому можно полагать, что фантастика нашего времени тоже когда-нибудь станет реальностью.

 В настоящий момент существуют три основных жанра фантастики — научная фантастика, фэнтези, ужасы. Основные фантастические жанры прошлого — фантастическое путешествие и утопия                                                                      

    К фантастическому путешествию можно отнести  и книгу Артура Конан Дойла «Затерянный мир»( 1912).Что заставило его обратиться к такому сюжету? Можно ли назвать это произведение научно- фантастическим? Да, можно.  Потому, что оно основано на исторических фактах, раскопках древних поселений,  найденных останках животных , первобытных людей и реконструированных учеными по останкам. Первые мысли о создании новой фантастической книги зашевелились в

-3-

 авторе при виде  иуганодона, доисторического монстра  двадцати фунтов роста, чьи ископаемые отпечатки были найдены в Суссекской  долине, вид на которую открывался из окон кабинета А. К. Дойла.  Впоследствии эти ископаемые отпечатки хранились в его бильярдной.  И  это осенью 1911 года заставило его обратиться к книге Рея Ланкастера о вымерших животных. С иллюстраций в книге на писателя уставились саблезубые и безмозглые чудища. Джон Диксон Карр вспоминает,  как взволновал этот фолиант  Дойла: «Это же сюжет для новой книги!». Артур ходил по комнате и думал вслух о своем  будущем  произведении: «Предположим, в сумеречном свете из подернутой  туманной дымкой долины, словно привидение, появляется   стегозавр? Или лучше так: допустим, в некотором отдаленном уголке земли - скажем, высокое плато в джунглях с природой нетронутой и неприкасаемой - такие существа живут по сей день?» ( М., «Книга» ,1989,  Дж. Д.Карр  « Жизнь сэра Артура Конан Дойла, стр. 191)  Прототипом книги Дойла  стал один из профессоров Эдинбургского университета,  в котором учился Конан Дойл, сер Чарльз Уайвилл Томпсон, зоолог, ходивший  в экспедиции на судне «Челленджер» В Томпсоне самом по себе было мало живописного. Но от него тянулась ниточка к образу профессора Джорджа Челленджера: коренастого Геркулеса- грудь колесом и ассирийская борода,- внушительно шагающего по коридорам, а далеко впереди уже слышались раскаты его голоса. Кроме того, когда Конан Дойл работал над повестью «Затерянный мир», состоялась его встреча с полковником Фассетта, человеком возглавившим экспедицию в горы Риккардо Франко-Хилс, расположенные  на границе Боливии и  Бразилии. Это реальное место и опишет в своём произведении Артур Конан Дойл. В 1912 году Конан Дойл опубликовал научно-фантастическую повесть «Затерянный мир» (впоследствии не раз экранизировавшуюся), за которой последовал «Отравленный пояс» (1913). Главным героем обоих произведений стал профессор Челленджер, ученый-фанатик, наделенный гротескными качествами, но при этом по-своему человечный и обаятельный. Это произведение, которое многие критики склонны недооценивать, биограф Дойля Дж. Д. Карр считает одним из его сильнейших. Для нас, прочитавщих повесть, важно  знать , что именно фантастические свои произведения, и прежде всего "Затерянный мир", Конан Дойл посвятил "мальчику, наполовину ставшему мужчиной, или мужчине, наполовину оставшемуся мальчиком", то есть читателю, готовому отправиться в страну вымысла. Эпиграфом к своему  произведению  К. Дойл написал слова:

                              Вот бесхитростный рассказ,

                              И пусть он позабавит Вас-

-4-

                              Вас, юношей и ветеранов,

                              Кому стареть пока что рано

Артур Конан Дойл, создатель популярных образов сыщика Шерлока Холмса и бригадира Жерара, менее известен широкому читателю как фантаст. Тем не менее, написанные им уже более 100 лет назад научно-фантастические повести  «Затерянный мир»( 1912), « Отравленный пояс»,» Маракотова бездна»,  «Открытие Рафлза Хоу», а также фантастические рассказы читаются и сегодня с неослабевающим интересом. На творчество Артура Конан Дойла не мог не оказать влияние  прогресс в науках. Но он на первое место ставил не результаты, а основу этого прогресса - логику. Примечательно, что его центральные персонажи - Шерлок Холмс и профессор Челленджер - демонстрируют сугубо научный подход в практических вопросах. Автор, возможно, сам того не ведая, в лице этих героев явил миру образец ученых, исследователей, для которых нет мелочей и не должно быть неясностей. Писатель не  ставил перед собой популизаторских задач, его влекла сама романтика жанра, острота сюжетных конфликтов, возможность создания сильных и смелых персонажей, действующих в исключительных обстоятельствах, которые открывались ему в развитии его фантастических допущений.

 Впрочем, фантазируя, Конан Дойл также стремился к достоверности.

   Работая над повестью "Затерянный мир", населяя плато на Амазонке разными доисторическими животными, Конан Дойл консультировался со специалистами. Замысел повести возник у него, как уже говорилось выше, под влиянием английского ученого Фосетта, который рассказывал писателю о своем путешествии в южноамериканские джунгли. Впоследствии на той же территории он пропал без вести. По утверждению французского профессора зоолога Бернара Эйвельманса, высказанному им в книге "По следам неизвестных животных", место действия "Затерянного мира" - горы Рикардо-Франко Хиллс, где Фосетт был со своей экспедицией в 1908 году и о которых он писал: "Время и человек оставили эти вершины в неприкосновенности. Они возвышались здесь, покрытые лесами, словно потерянный мир, и воображение смело могло населить их существами, уцелевшими от давно прошедших веков. За оградой из неприступных скал, избавленных от борьбы с новыми условиями изменяющейся природы, чудовища зари рода человеческого, может быть, продолжали владычествовать здесь... словно в естественном заповеднике. Так думал, во всяком случае, Конан Дойл, когда впоследствии в Лондоне я рассказал ему об этих возвышенностях и показывал сделанные мною снимки. Он мечтал написать

-5-

 роман с местом действия в центре Южной Америки и расспрашивал меня о многом. В результате появился его "Затерянный мир", который заслужил столь громкий успех". Бернар Эйвельманс писал в свою очередь: "Даже некоторые малопригодные для большинства животных местности могут оказаться надежным убежищем для приспособившихся к этим условиям. Какой-нибудь участок девственного леса, болото, высокая гора, подземная пещера - всюду могут объявиться "затерянные миры". Впереди еще много удивительнейших зоологических открытий".

    На замысел "Затерянного мира" и его воплощение оказал, в частности, влияние своими трудами и советами зоолог Эдвин Рей Ланкастер. "Как насчет гигантской змеи длиной в шестьдесят футов? - предлагал Ланкастер Конан Дойлу новых обитателей "Затерянного мира". - Или зверя, похожего на кролика, а величиной с быка?"

    "Затерянный мир" вышел самой удачной и убедительной научно-фантастической книгой Конан Дойла. Вот почему, должно быть, подобно тому, как искали на Бейкер-стрит дом Шерлока Холмса, современные летчики пролетая над Амазонкой, высматривают плато, описанное Конан Дойлом.  Потому что Артур Конан Дойл  сделал своих героев реальными , а историю поиска Нового мира в век  великих открытий возможной ,он соединил науку и свой полет фантазии, удачно объединив фантастику, приключения , научные исследования .

Схема составляющих повесть К.Дойла « Затерянный мир"
 

                                   Наука и полёт фантазии


1.Фантастика

(фантастические события: нереальный мир, динозавры)
2.Приключения (герои мужественные, смелые, решительные; путешествуют, попадают в     
   экстремальные ситуации 
3.Научные исследования (делают научные открытия)    




-6-

   Успеху научно-фантастических произведений Конан Дойла в немалой степени способствовали их герои, и прежде всего, главный герой Челленджер в повести «Затерянный мир». Профессор Челленджер-это находка автора.В этом романе он стал возмутителем спокойствия лондонского общества и научных кругов, заявив о том,что в Южной Америке он видел динозавров юрского периода.Он становится предметом насмешек и издевательств.Этот человек не привык к такому обращению,он импульсивен,остёр на язык, но он действительно является научным светилой и тогда,чтобы развеять всяческие сомнения снаряжается экспедиция для подтверждения фактов о существовании динозавров.Ее участниками становятсят репортер «Дейли-газетт» Эдуард Дан Мелоун-молодой и амбициозный парень.  Он  самолюбив,  физически хорошо развит, спортсмен, прекрасно играет в регби, а это  считается в  Англии самым мужественным видом спорта. Характер Мелоуна и не позволил бы ему выбрать что-то менее значимое не только в спорте. Он влюблен в необыкновенно красивую девушку, Глэдис, которая  одарена всеми качествами привлекающими мужчину, но при всем том предавшую впоследствие его. Мелоун пытается завоевать её любовь. Девушка ставит условие: она полюбит только того, кто добудет славу. Мелоун готов на любой подвиг, он решителен, смел. С самого детства участвует в различных авантюрах, боясь прослыть трусом.  Челленджера Мелоун знает только по многочисленным фото и газетным скандалам. Хитростью журналист втречается с Челленджером, и эта встреча заканчивается дракой, но Мелоун, не смотря ни на что, понравился Челленджеру. Когда на лекции в Зоологическом институте встал вопрос о создании комиссии по проверке правильности утверждения Челленджера,  первым вскочил Мелоун и предложил свою кандидатуру. « Мог ли я подумать, входя в этот зал, что я стою на пороге самых невероятных приключений» (с.38) - думал Мелоун, ни минуты не сомневаясь в принятом решении.

 Третья кандидатура великий путешественник и охотник Джон Рокстон-человек без страха и упрека, самый практичный человек в экспедиции. Прекрасный стрелок и, самое главное, единственный, кто  «… изъездил Южную Америку  вдоль и поперёк.» (с.43) Человек, который сам объявил войну работорговцам и сам ее выиграл. И, наконец, самый главный член проверочной комиссии - посредственный ученый Саммерли. Он  не отличается смелостью, мало ездит в экспедиции, но настолько резко и отрицательно отзывается о находках Челленджера, что тот со злостью именно грозному оппоненту предлагает возглавить комиссию. Деваться некуда, Саммерли, чтобы не стать посмешищем, соглашается. Но, на удивление всех, в экспедиции Саммерли оказался приспособленным к походной нелёгкой  жизни. Несмотря на свои 65 лет , он ни

-7-

 разу не пожаловался на трудности. При всех своих разногласиях с Челленджером ,Саммерли честен в выводах и готов признать правоту оппонента.  

 Челенджер не желает ждать результата и ,хотя его никто не приглашал в экспедицию, присоединяется через несколько дней к комиссии. Этот ученый прирождённый лидер. Он любит и умеет командовать: «Я с самого начала решил возглавить экспедицию, и вы убедитесь, что ни одна, даже самая подробная карта не заменит вам моего опыта, моего руководства.» [с.49] – уверенно заявляет профессор. «Внешность и манеры этого человека производят настолько внушительное впечатление, что стоило только ему поднять руку, как все уселись по местам и приготовились слушать его.»  [ с.128] – так описывает Челленджера автор. Как и  Шерлок  Холмс, это натура деятельная, энергичная, знаток и рыцарь своего дела, не пасующий перед препятствиями. Ученый-исследователь, он свое незаурядное дарование и жизненную силу посвятил науке, ради научной истины готов на риск и жертву, в экстремальных ситуациях проявляет находчивость, мужество и отвагу. Однако это человек не без крайностей в своих суждениях и поведении. О нем говорят, что он фанатик науки и что его любезность может быть "почти так же ошеломительна, как и его грубость". Профессор Челленджер – новатор, он не боится выдвигать даже самые невероятные теории, если считает, что они имеют право на существование. «Да, уж это верно, злейшие ваши враги не упрекнут вас в недостатке фантазии…»[ с.162] – говорит ему Саммерли. Челленджер счастлив, если оказывается прав: «Я один из всех людей всё это предвидел и предсказал, — сказал он, и в его голосе звучала гордость научного триумфа.»[ с.158]. Но он приходит в ярость, если ему не верят: «Вы как будто считаете достоверным, Челленджер, — сказал Саммерли, — что мир создан исключительно с целью порождать и поддерживать человеческую жизнь. — Конечно, сударь мой, с какой же иною целью? — спросил Челленджер, которого раздражала даже возможность возражения.» Однако он не отвергает абсолютно всё и способен идти на компромиссы, если случай того заслуживает: получив доверие и поддержку Саммерли в теории о «затерянном мире», «…оба наших ученых впервые обменялись рукопожатием.» [ с.65]. Профессору также не чужда научная справедливость: «Плато будет названо в честь пионера, который его открыл: это Страна Мепл-Уайта.» [ с.74], хотя «лагерь получил название Форт Челленджера.» [с.73]. И, конечно, у профессора есть «научная» мечта: «…я потрачу все деньги на оборудование частного музея…» - говорит он в конце путешествия в «затерянный мир».[с.133].Можно простить Челленджеру  поведение, не соответствующее сэру, человеку, профессору, зная, что он отстаивает научно доказанный факт. Если  профессор не сумеет это сделать, то потеряет не он, Челленджер, а человечество. Ради этого стоит бороться , и пусть

-8-

 кому-то не нравится, как он это делает. К сожалению, в начале романа  он один против армии ученых, насмехающейся толпы.

  Ни скептик Саммерли, ни редактор Мелоуна Мак-Ардл не верят в его  версии,  его называли шарлатаном, «современным Мюнхгаузеном». Сотрудник журнала «Природа» Тарп Генри так отзывался о Челленджере: «…он не из тех людей, от которых можно просто-напросто отмахнуться. Челленджер - умница. Это сгусток человеческой силы и жизнеспособности, но в то же время он оголтелый фанатик и к тому же не стесняется в средствах для достижения своих целей…»[ с.15]. Джорж Эдуард Челленджер – человек, обладающий буйным нравом, необыкновенным тщеславием и преувеличенным чувством собственной важности. Это необыкновенно харизматичная и почти гротескная личность. Даже фамилия его неслучайна и подтверждает его своенравность и непримиримость (с англ. challenger - тот, кто вызывает на поединок, соревнование; зачинщик). «По характеру я, надо признаться, человек довольно горячий и, если меня выведут из терпения, могу наделать всяких бед.»  [ с.30] – говорит он о себе, имея в виду свои нападки на репортёров, о которых он отзывается так: «Ядовитое отродье! ...Худшие паразиты современной цивилизации, добровольное орудие в руках шарлатанов и помеха для всякого, кто уважает самого себя. Обмолвились ли они хоть одним добрым словом по моему адресу?»  [ с.184].

 Трудно смириться с крайностями его характера, но понять и объяснить их проявление все же можно. Неумеренность и несдержанность его тона и поступков возникают в конкретных обстоятельствах, когда он сталкивается с шарлатанством, карьеризмом, газетной шумихой, саморекламой и с оскорбляющим его достоинство недоверием. «Доисторические животные,- говорит он, характеризуя дикие нравы и наглую заносчивость и нетерпимость,- являются "нашими предками, но не только предками... а и современниками, которых можно наблюдать во всем их своеобразии - отталкивающем, страшном своеобразии". Это резкое мнение не только возмущенного профессора Челленджера, но и самого автора. Он симпатизирует своему герою и вызывает к нему симпатию читателя. Профессор Челленджер обладает замечательными качествами и человека, и ученого, и автор не боится "унизить" своего героя, отмечая, даже подчеркивая его слабости и недостатки. Читатель невольно посмеется или, во всяком случае, улыбнется про себя, когда в главе XIII "Затерянного мира" будет читать о встрече Челленджера и других участников экспедиции с человекообразными обезьянами, возможно, как сказано в повести, с "недостающим звеном" в эволюции человека, которые признали профессора за своего собрата. "...Старая  человекообезьяна, по-видимому, вожак племени,

-9-

оказалась точной копией Челленджера... Когда эта обезьяна стала рядом с Челленджером и положила ему лапу на плечо, эффект получился потрясающий"[ c.99].Роман повествует об опасном и полном приключений путешествии на неведомую землю, заселённую доисторическими животными. Как и  Шерлок Холмс, Челленджер натура деятельная, энергичная, знаток и рыцарь своего дела, не пасующий перед препятствиями. Ученый-исследователь, он свое незаурядное дарование и жизненную силу посвятил науке, ради научной истины готов на риск и жертву – в повести «Затерянный мир», испытывая лично воздушный шар, сделанный им самим, и чуть не попав в беду из-за этого, он не задумывается об опасности и потере своего творения, главное для него – результат: «Блестяще! - воскликнул неунывающий Челленджер, потирая ушибленную руку. - Опыт удался как нельзя лучше.»[с.121]. Даже перед лицом смерти он хочет закончить опыт: «Я за то, чтобы дождаться конца.» [ с.159]. В экстремальных ситуациях профессор проявляет находчивость, мужество и отвагу: «…Джордж Эдуард Челленджер чувствует себя лучше всего, когда его припирают к стене… Но там, где интеллект и воля действуют заодно, выход всегда найдется.»[ с.68] – говорит он о себе. Можно было бы назвать это безмятежной самоуверенностью, но это не пустые слова – их автор действительно способен находить решение в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Например, когда путешественники оказались перед проблемой подъёма на плато, единственный проход на которое был завален камнями, профессор, поразмыслив, изобрёл новый путь наверх и справедливо был в восторге от своего открытия: «…Челленджер, видимо, был в восторге от собственной персоны и всем своим существом излучал самодовольство. За завтраком он то и дело посматривал на нас с притворной скромностью, словно говоря: «Все ваши похвалы мною заслужены, я это знаю, но умоляю вас, не заставляйте меня краснеть от смущения!» Борода у него так и топорщилась, грудь была выпячена вперед, рука заложена за борт куртки. Таким он, вероятно, видел себя на одном из пьедесталов Трафальгар-сквера, еще не занятом очередным лондонским пугалом.» [ с.66]. «Ну и голова у нашего старикана!»[ с.120] – восхищается им лорд Джон Рокстон

Любопытство способно завести далеко, а научное любопытство заставляет забираться в такие места, которые даже представить себе невозможно. Так, одна жаркая академическая дискуссия забросила четырех англичан в дебри Амазонки. Эта затея сама по себе обещала увлекательное путешествие, но в итоге обернулась совершенно невероятными приключениями и сенсационными открытиями в чудом сохранившемся уголке древнего мира, где героев ждали поразительные доисторические существа. Так убедительно рассказать о фантастической стране мог только великий Артур Конан-Дойль, и неудивительно,

-10-

 что его "Затерянный мир" вызвал к жизни абсолютно новый жанр.  Участники экспедиции прошли трудный путь , наконец-то, они нашли плато. Журналист Мелоун пишет в своей первой корреспонденции « Итак , завтра, мы уходим в Неведомое.» Челленджер предупреждает всех, о нелёгком подъёме на плато  и объясняет почему возможна в Х!Х веке жизнь Юрского периода, потому что « плато  было отрезано от остального мира и на нем  создались  условия , которые нарушают все известные нам законы выживания видов» (с.60)Это утверждение постоянно высказывал Дойлу английский учёный  Фосетт.  В фантастическом романе Конан Дойла «Затерянный мир» есть удивительное предвидение. Как оказалось, описанное им недоступное высокогорное плато, на котором сохранились доисторические представители флоры и фауны, существует на самом деле. И расположено оно, как и в романе, именно в гористой местности Южной Америки. Чудесным образом полет фантазии писателя подтвердил реальность

.В повести «Затерянный мир» автор представляет необыкновенно ярко зелёный мир растений, он такой, потому что необходим доисторическим животным: там они живут, прячутся от  более сильного и грозного врага, питаются им.Герои экспедиции бродят среди чудесных цветов, «главным образом двух оттенков – белого и желтого. По словам Челленджера и Саммерли, первобытная гамма этими двумя красками и ограничивается» (с.84) Надо отметить, что это утверждение Дойл вложил в уста своих героев неспроста. Многие ученые биологи считают также. В мире зелёной природы  герои повести узнают известных им  насекомых, животных,» они такие же, как и у нас в Англии»(с.84), но в большинстве случаев члены экспедиции видят диковинных доисторических животных. Это птеродактиль или диморфодон - первое встретившееся им животное, которое они увидели ещё до того, как поднялись на плато и которое заставило  Саммерли поверить в существование теории Челленджера. Аллозавр, плезиозавр,  динозавры, мегалозавр, токсодон, иуганодон, ихтиозавр, стегозавр, армадилла, огромные олени, тапиры, муравьеды - это список животных, названных в повести. Названия эти Конан  Дойл не придумал, они взяты из научных книг и описаны автором так, как это увидели ученые по найденным раскопкам останков животных Юрского периода. Вот какими увидели герои повести динозавров» Даже маленькие были ростом со слона, а о взрослых уж и говорить не приходится. Их чешуйчатая, как у ящериц, кожа поблескивала  на солнце аспидно-черными переливами. Все пятеро стояли на задних лапах, опираясь на широкие, толстые хвосты, а передними, пятипалыми, притягивали к себе зелёные ветки и обгладывали с них листья… Они напоминали гигантских кенгуру, покрытых темной крокодиловой кожей» (с.75) Данное описание полностью соответствует описанию учеными динозавров.

-11-

На плато живут плотоядные хищники и животные, которые питаются растительным миром. Автор ставит вопрос : как же на этом закрытом плато «… в течение многих веков живут некоторые виды, давно исчезнувшие с лица земли…, плотоядные животные, беспрепятственно размножаясь, должны были бы давно уничтожить предоставленные им запасы пищи и в силу этого либо умереть с голоду, либо перейти с мяса на какой -нибудь другой корм. Как видим ни того, ни другого не случилось. Следовательно, остаётся предположить, что ограничение числа этих свирепых хищников… достигается здесь какими – то иными способами» Какими же? Не смотря ни на что, животные сбереглись. Конан Дойл в своём фантастическом произведении хочет сказать, что возможно существование «Затерянных миров». Как это происходит, человек не может знать. Но  на сегодня факт остаётся фактом . За последние десятилетия криптозоологи не раз сталкивались с парадоксом: исчезнувшие тысячи и миллионы лет назад реликтовые животные, рыбы, птицы вдруг обнаруживаются то в одном, то в другом уголке планеты. Они появляются из прошлого, чтобы мы воочию могли представить себе, какой была природа в те невероятно далекие времена. Например, известное всем Лохнесское чудовище. Факт или вымысел? Могут ли существовать такие плато, об одном из которых пишет Конан Дойл? Да, существуют. Это так называемые доисторические заповедники, места для человека труднодоступные. Их мало на Земле, но они есть. Доисторический заповедник — это и непроходимые дебри амазонских джунглей, и топкие болота в Конго, и необитаемые острова, и скалистые ущелья, и малоизученные воды рек и озер. Ученым необходимо порой прошагать многие километры, продраться сквозь заросли, просидеть в засаде не один день, чтобы увидеть реликтовое существо. Чаще такие экспедиции заканчиваются безрезультатно. И только местные жители могут столкнуться с интересующим науку видом. Можно считать такими заповедниками природу в Австралии, Океании, Африке, Европе и Америке. Конечно, это не те культурные научные центры, где за животными ведутся постоянные наблюдения, известна их численность и состояние здоровья. И все же здесь есть возможность встречи с реликтами животного и зеленого мира.  О существовании таких мест на Земле - природных исторических заповедников Конан Дойл знал  от ученых. Поэтому понятно его желание в книге « Затерянный мир»  стремление  объяснить возможность выживания доисторических существ (и тот факт, что их не обнаружили на протяжении многих столетий) причем автор с помощью своего главного героя делает это с научной точки зрения. Думается, если бы автор просто написал, что динозавры сохранились, лишь потому, что не все уголки земли изведаны, произведение бы многое потеряло. Хотя ряд вопросов, конечно, возникает.  Например, почему птеродактили и прочая

-12-

 летающая живность не пытались иммигрировать, что им мешало улететь? Или смогло бы ограниченное количество представителей биологического вида, на столь малом пространстве, на протяжении многих лет воспроизводить популяцию? Но ведь книга Дойла не научный трактат, а художественное произведение, заставляющее читателя задавать себе вопросы и давать самому себе на них ответы.

 Артур Конан Дойл создал эту книгу во времена открытия существования динозавров. Вполне понятно, что он создал именно такую книгу. Ведь в дебрях Южной Америке есть такие места, о которых мы ничего не знаем. Индейцы говорят, что в джунглях есть такое существо — мокеле-мбембе. По описаниям индейцев похожий на бронтозавра. Может Артур Конан Дойл описал реальное место?

Необходимо сказать и еще об одном существе в повести «Затерянный мир»- это человекообезьяна, как сказал о нем К.Дойл – «недостающее звено между обезьяной и человеком». Первым, кто увидел человекообезьяну был Мелоун:»На меня смотрело чьё-то  лицо…Лицо было человеческое, во  всяком случае более человеческое, чем у любой обезьяны. Длинное, белесое, все в прыщах, приплюснутый нос, массивная нижняя челюсть, на подбородке и  на скулах жестокая щетина, совсем как бакенбарды. Чудовище ощерило пасть и зарычало… я увидел острые , загнутые книзу собачьи клыки. Свирепые глаза под нависшими бровями метнули на меня взгляд, полный ненависти и угрозы.» (с.87) Как впоследствии оказалось, это был представитель племени человекообезьян   Дода. Не погрешил ли правдой Дойл? Считается, что человек или человекообезьяна не могли существовать в Юрский период. Однако Туркменский профессор, геолог Курбан Аманниязов в 2008 году в районе гор Кугинтангтау нашел следы очень похожие на человеческие и находятся они повсюду вперемежку с отпечатками лап динозавров. И те, и другие впечатаны в Юрский слой породы, которой, по его словам, около 200 миллионов лет.- Бесспорно, - говорил  ученый, - след оставлен человекоподобным животным. И мы точно можем сказать, что ему не пять лет и не десять, а, как минимум - 150 миллионов. Отпечаток соответствует 43 размеру ноги. Этим открытием заинтересовался американский  ученый доктор Денис Свифт из института Динозавров США.  Экспедиция Свифта обнаружила и еще некоторые удивительные факты. Например, на плато динозавров явно виднелись отпечатки копыт горных козлов, обитавших здесь в Юрский период. Эксперты же, ознакомившиеся со следами, признали, что они идентичны следам современных козлов, которые на Кугинтангтау живут и поныне. То есть, динозавры вымерли, а козлы – нет. ( Википедия) Из этого следует, что сам того не ведая, Дойл, допустив существование человека в эпоху Юрского периода, был прав. Как оказался он прав и в теории того, что животные Юрского периода могли сохраниться. Согласимся с  Дойлом по вопросу существования человекообезьяны и доисторических животных. Ну, а вот сосуществование человека и

-13-

человекообезьяны - это уж фантастика. В повести два воюющих племени человекообезьяны - племя Дода и люди - племя Аккала . Акала-туземцы, краснокожие, совсем низкорослые,»… развитый череп, лицевой угол и некоторые другие признаки говорят о том, что это племя не может быть отнесено к низшей расе» (с.107) - рассуждает о них Челленджер. Эти люди умеют охотиться, пользуются огнем, живут  в пещерах, разводят животных игуанодонов, едят их мясо, жареное на костре. Как же здесь оказались туземцы? Челленджер предполагает, что они проникли сюда извне, так же, как это сделали члены экспедиции. Но почему же, притесняемые племенем диких человекообезьян, которые их намного сильнее, туземцы  не уходят с плато? Потому что там, откуда они пришли, как говорит Челленджер »… либо  голод, либо преследование врага».(с. 108). Члены экспедиции с помощью оружия помогают племени Аккала. Человекообезьянам объявляет войну Рокстон, его девиз: помогать тем, кто в этом нуждается. Человекообезьяны беспощадно истреблены. Любопытно, что герои, практически не задумываясь, вмешались в жизнь плато и нарушили баланс, истребив обезьян. В фантастике двадцатого века проблеме первого контакта с новыми формами жизни нередко уделяется достаточно много внимания, и подчеркивается насколько важно не навредить жизни аборигенов. Однако,  обезьян жалеть никто не стал. Может, также были истреблены человеком доисторические животные? Конан  Дойл и не заметил , как показал одну из версий  вымирания динозавров и им подобных, если учесть, что человек-то в Юрском периоде, оказывается, проживал.  Не человек ли виновен в исчезновении доисторических животных? Нет, этого не может быть. Людей было намного меньше, чем животных, да и силы были неравны - животные были сильнее и мощнее.

 «Затерянный мир», хоть и имел шумный успех, не был воспринят современниками как серьёзное научно-фантастическое произведение.И всё же «Затерянный мир» — это всепоглощающая вера в возможности человека.  Это восхищение мужеством и упорством профессора Челленджера и его коллеги-оппонента Саммерли, жаждой приключений Мелоуна и Джона Рокстона, которые отправились в дальний путь не за золотом или драгоценностями — за знанием. Чтобы проплыть по Амазонке, пробираться через джунгли, отыскивать затерянное плато, окунуться в волшебный и неповторимый, чарующий и опасный мир древних чудовищ! Они пошли на подвиг потому, что иначе не могли, потому, что такова их природа, потому, что мужское начало в них требует своего выражения! «Затерянный мир» относится к числу произведений, которые могут не просто заинтересовать, а буквально завлекают в свой мир. Чем? В первую очередь интереснейшим динамичным сюжетом, не успеваешь толком осмыслить одно событие, как оно уже сменяется другим, не менее захватывающим.А это и есть законы жанра фантастики.  Еще в романе пленяют приключенческая романтика и стремление к неизведанному, этого так не хватает в современной

-14-

 жизни. «Нет, дайте мне винтовку в руки, безграничный простор и необъятную ширь горизонта, и я пущусь на поиски того, что стоит искать» (с.43), - говорит Лорд Рокстон, и с ним трудно не согласиться.

 Артур Конан Дойл стал первым, кто написал фантастическое  художественное произведение о динозаврах. Вернее,в котором присутствуют динозавры, всё ещё сохранён парк Юрского периода, тот самый парк, что придал вдохновение последующим поколениям писателей, взявшихся за это дело с размахом, также находя такие места на Земле, кто в океане, кто где-то в затерянных местах, а иные фантасты поселили вымерших существ на других планетах, в иных мирах, где угодно.   Благодаря сэру Дойлу  появятся книги «о «затерянных мирах»:  « Земля Санникова» Владимира Обручева,   «Плутония» В. Обручева, по  книге Майкла Крайтона «Затерянный мир» в 1993 году режиссер Стивен Спилберг поставит фильм « Парк Юрского периода», в 2004 году будет создана компьютерная игра «Сибирия» по мотивам книги « Земля Санникова». Затерянные миры всегда интересовали человека, он с удовольствием читает о них книги , смотрит кино, находится в них в виртуальных играх. А смелые и отважные исследователи и в Х1Х, и в ХХ, и в наш ХХІ век пытаются найти отгадки того, что не  нашли ещё на планете Земля.

. Надо сказать, что современники К. Дойла  поверили фантазиям  автора и даже отправились искать затерянное плато Дойля. Сам автор прочитал 1 апреля 1912 года в газете следующее сообщение « Повесть сэра Артура Конан Дойла «Затерянный мир» пробудила жажду приключений  у группы американцев. Несколько дней назад яхта «Делавэр» вышла из Филадельфии  в плавание по широким водам Амазонки. Яхта принадлежит Пенсильванскому  университету и направляется с группой смельчаков  в Бразилию. Они ищут «Затерянный мир» Конан Дойла или научных свидетельств его существования» Были названы даже реальные имена отважных исследователей: капитан Роувэн, доктор Фаррабл из Пенсильванского университета. Жена Конан Дойла  Джин была в ужасе:

- Ты не боишься, что они приняли это всерьёз?- спросила она Артура Дойла

- Нет, конечно же, нет. Во всяком случае, пусть едут! Если они и не найдут плато, что-нибудь интересное они непременно найдут» (м. «Книга» 1989 Д.Карр « Жизнь сэра Артура Конан Дойла», с. 208) В этом весь Артур Конан Дойл, верящий в человека, его ум,  любознательность и непоседливость. А ещё он верил в иные миры и возможности человека.

 В  романе» Затерянный мир» Конан Дойл показал свое знакомство с последними достижениями научной мысли; его описания для наших дней имеют

-15-

 определенную познавательную ценность. Автор книги заложил в неё прекрасные воспитательные идеи: подвергаться  опасностям можно и нужно во имя благородного дела - науки, чтобы доказать безграничные возможности человека, чтобы оставить на Земле о себе добрую память, уважение и восхищение твоим делом  или, на худой конец, ради собственного удовольствия и адреналина .

Список использованной литературы

1.  Адриан Конан Дойль. Истинный Конан Дойль. – М.: Книга,1989, 286с.

2.  Артур Конан Дойл.Жизнь, полная приключений.–М.:Вагриус,2001,416 с.

3.  Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике. М., 1982, 220с.

4.  Дойль А.К. Полное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе в одном томе/ Пер. с англ. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008. – 1150с.:ил.

5.  Дойль Артур Конан. Сб. науч.-фантаст. Произведений / Сост. Н.В. Хуруяну. – Кишинёв: Штиинца, 1991. – 325 с. Сер. науч. фантастики «Икар».

6.  Дойль А.К. Перстень Тота: Рассказы / Сост. Г.Панченко; пер. с англ. О.Бутаева, Г.Галича, Н.Чешко. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400с.

7.  Карр Дж.Д., Присон Х. Конан Дойл его жизнь и творчество. Серия: Писатели о писателях Москва: Книга, - 1989г. - 320с.

8.  Ляпунов Б.В. В мире фантастики: обзор научно-фантастической и фантастической литературы. М.:1975, 380с.

9.  Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: (основные понятия и термины). Краткий энциклопедический справочник. М.: 1999, 265с.

10.  Гражданская З.Т. [Артур Конан Дойл] // Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Англ. писатели XVI-XX в.в. — М.: Просвещение, 1982. С.144-147.

11.  Дмитренко С. Джентельмены из народа. // Литература. М.:2009. - №9.

12.  Раков Ю. На Бейкер-стрит, 221Б // Раков Ю. По следам литературных героев. — М.: Просвещение, 1974. С.7-10.

13.  Смирнов А. Конан Дойль – гений нелёгкого жанра. // Росийская философская газета: СПб. - 2009.- №5(31).

14.  Урнов М. Артур Конан Дойль: [Жизнь и творчество] // Дойль К. Собр. соч.: В 12 т. Т.1. — М.: ОГИЗ, 1993. С.3-30.

15.  Урнов М. Конан Дойл, Шерлок Холмс и профессор Челленджер // Дойл А.К. Затерянный мир: Фантаст. произведения. — М.: Правда, 1990. С.493-509.

16.  Чуковский К.О Шерлоке Холмсе. Кишинев: Лумина,1977. 180с.
                                                                    
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий